Электро снегоход для гор выше 4,5 км

На электро снегоходе в горы

Длиннопост о электрическом снегоходе для восхождения в горы. Делаюсь видео отчетом с тестдрайва на подъемах.

Немного напомню про идею проекта.

Друг ходил в 2019 году в поход на Эльбрус. Он опытный альпинист, работает спасателем и занимается спелеологией. В общем опыт порядка 20 лет работы в экстремальных условиях и организации спасательных работ.

Друг ходил он на Эльбрус первый раз, и хотел попасть именно зимой, чтобы условия были по сложнее и воспоминания остались по интереснее. Он понимал что нужна подготовка, но в поход собирался один, по крайней мере из Самары. В общем поехал, но как обычно бывает познакомился в самолете с ребятами которые по внешним признакам (одежда и веселое настроение) тоже ехали с этой целью и решил идти с ними.

Восхождение такое очень опасное. Без спец подготовки туда лучше не соваться, поскольку там погибали даже профессиональные спортсмены. И саме страшное что от туда их даже не вытаскивают, поскольку это крайне трудоемко. Они там просто лежат навечно, если у родных нет денег на вертолет. Фото таких много в сети и это кажется самое известное.

После похода конечно я стал расспрашивать друга что да как там, поскольку сам мечтаю сходить на Эльбрус, но все никак не получалось. Думаю каждый мужчина мечатет испытать себя, понять свои пределы и показать на что способен.

Поэтому, докапывался до самых мелких деталей, очень было интересно каково это. Судя по рассказам поход оказался сложный но крутой. Были свои проблемы, которые заставляли меня задуматься об оптимизации процесса.

Он рассказал, что были ребята которые физически не смогли подняться до конца, поскольку сил такое восхождение требует крайне много, особенно в условиях зимы. И что ни ратрак ни классические снегоходы не могут завезти на вершину людей даже за очень большие деньги.

Принцип восхождения примерно такой: делаешь 10 шагов, стоишь дышишь. Потом еще 10 шагов и опять отдых, поскольку каждый шаг отнимает много энергии.

Тут у нас в разговоре и родилась идея — почему бы не использоваться электрический сноубайк для подобного восхождения.

Стоит отвлечься и уточнить почему же нельзя использовать снегоход или ратрак.

Простыми словами, примерно на высоте 4500 м надо уровнем моря любой бензиновый мотор начинает работать с сильными сбоями, а то и совсем перестает работать. Требуется специальный датчик высоты и автоматический корректор для карбюратора.

Конечно, в комментариях появятся «диванные знатоки», которые скажут, что можно настраивать и руками, подкручивая нужные гайки отверткой. Но подумайте, каково это каждые сто метров высоты останавливаться и крутить настройки в мороз там где кислорода не хватает и для обычного нахождения на месте. Думаю это будет крайне сложно физически. Автокорректоры есть, но ставят их далеко не на все снегоходы.

Еще одной проблемой, не такой частой, но все же, бывает залив свечей, при слишком сильном наклоне. Да это бывает при 40 градусах и выше, поскольку классическая техника просто не рассчитана на такие подъемы. В общем то тоже решается специальными настройками но не в стоковых версиях а под заказ.

Да около Эльбруса есть туры -местные ушлые предлагают на ратраке за N-нную сумму денег подняться в компании до 4 км а далее пешком. Стоить не дешево, достаточно проблематично и не часто, поскольку надо набрать группу.

Снегоходы тоже поднимаются и примерно до той же высоты, по 1-2 человека. Но у снегоходов есть еще одна проблема — поперечная устойчивость. Если ехать поперек склона (по пути с поперечным уклоном) то снегоход будет стремится опрокинуться вниз, утянув за собой водителя. Чтобы этого избежать надо прикладывать большие усилия и переносить вес. Есть для этого даже специальная техника езды (бундокинг), но она рассчитана только на рыхлый снег 50-100 см. И по укатанному склону ехать на снегоходе поперек практически не возможно.

Далее думаю ход моих мыслей понятен. В разговоре в товарищем мы подумали, поскольку низкое давление не влияет ни на аккумуляторы ни на двигатель электрического снегохода это идеальное решение для восхождения в горы. А малые габариты и возможность навесить оборудование вообщем позволяют десантировать на подъемнике до 4,2 км и даже проводить спас работы.

В общем идеей я очень вдохновился, и полез изучать а что вообще люди используют и как это все проходит.

Просмотрел почти все 3д понорамы с горы в гуглкартах. Кстати очень советую, там реально можно понять что да как. В целом это позволило оценить сложность подъема и сформировать представление.

Посмотрел трекинг подъемов, где можно было оценить перепады высоты и время в пути.

Ну и конечно же погуглил какая техника бывала на таких высотах.

Якобы был квадроцикл на горе. Но поднимали его вот так, с помощью большой кучи снаряжения. Фоток очень мало а видео вообще нет. Также и нет фото на вершине. Предполагаю что спускать его не стали а оставили там, так наверняка дешевле и проще было. Но конечно могу ошибаться.

В прошлом посте были еще «диванные поисковики» которые накидывали ссылки которые сами не смотрели даже. Было много видео якобы как снегоход поднимается выше 4500 м. Но при более детальном изучении оказывалось что либо название кликбейтовое либо автор напутал, и в общем то в комментах выясняли быстро какая это реальная высота.

Был еще какой-то мотоцикл в древних годах на горе, но кроме одной картинки я так ничего и не нашел.

Если у вас есть какие-то подтверждения что техника уже была на высотах вроде Эльбруса, выше 4,5 км то буду рад увидеть подтверждения фотками, ссылками или видосами в комментариях.

В общем, отсутствие подтверждений еще сильнее подогрело интерес, и зародило мысль, а почему бы не поставить рекорд «первый электро снегоход на Эльбрусе». И тут понеслось.

Сразу нашлась возможность один из байков, которые я собирал адаптировать для проведения первых тестов в условиях подъема в гору. Байк был самый простой комплектации, со стальной рамой. Но и даже его хватало чтобы пониматься в гору с уклоном 35 плюс.

Пришлось правда внизу поставить большую звезду для увеличения крутящего момента. Из-за этого сильно снизилась скорость, но он очень бодро стал тянуть в гору, даже со снаряжением.

Гусеница у скутера была всего шириной 19 см. А шасси с пружинной подвеской.

Тестировать поехали на небольшие горки, но искали максимально сложные подъемы, чтобы оценить все пределы данного электрического снегохода.

И конечно проехали не везде. Например вот на фотке подъем кажется не большим, из за перспективы объектива, но в реале там и на ногах сложно подняться, не говоря уже о снегоходе.

По средине подъема большой кусок льда, который и дал отпор нашему творению. Я уверен, что если бы гусеница был шипованной, то скутер обязательно бы поднялся, а пока это препятствия осталось не покоренным.

 

Дальше был более затяжной подъем без льда на пути. Была утоптанная тропинка, немного скользкая. И тут то мы не испытали никаких сложностей при подъеме. Заехал с первого раза в уклон порядка 35 градусов и длинной 50 м. Отслеживал показатели системы и видел, что двигатель даже на 70% не загружен, и что есть еще мощность для более сложны преград.

Пришлось правда помогать себе ногами, поскольку не угадал с позицией поджножек, а переставлять не было времени, хотелось покорять новые «вершины».  Да и в кошках на ботинках сложновато было удерживать равновесие на этих подножках. Но сразу скажу что придумал уже более удобный вариант подножек для таких задач.

Покатался еще по лесу, изучил все маршруты и поехал на более сложный участок.

Предстоял затяжной подъем с уклоном 20 градусов и длиной 200-300 м. На видео ошибся когда оценивал. Но в целом это казалось достаточно внушительным испытанием для такого маленького устройства.

Но со скоростью 5 км/ч я без проблем смог заехать наверх. Ни контроллер ни мотор не нагрелись даже до половины рабочей температуры.

В общем то, после теста стало понятно, что скутер выдерживает подъемы в гору, но имеет свои недостатки. В целом для первого тестирования электро снегохода в условиях восхождения показалось вполне достаточно. Тем более скутер уехал к своему хозяину, а я пока планирую более серьезные тесты, на более мощном устройстве.

По результатам тестов, понял что задача вполне посильная. При должной подготовке, даже такой маленький сноускутер вполне может побороться с классическим, и даже горным снегоходом в условиях восхождения, благодаря своим преимуществам:

— малый вес позволит управляться с ним одному человеку без проблем. Можно поднимать в нужном месте снарягой и перетаскивать даже по переходной лестнице через ущелье.

— малые габариты позволят грузить его на подъемник, даже открытый, и десантироваться на нужную высоту.

— проезжать поперек склона не опрокидываясь, поскольку гусеница узкая и всего одна лыжа.

— проезжать по тропинкам утоптанным.

— везти снарягу и запасы, а не на своей спине

— заряжать при необходимости акум прямо на горе. Ветряком, долго, но вот бензин на горе вы точно не найдете.

— заряжать от скутера гаджеты и оборудование важное для жизни

Показал фото и видео с тестов друзьями альпинистам и они все шутили, что можно запросто предлагать услугу «восхождение для неудачников», но конечно никого не хотели обидеть. Простыми словами можно таким скутером или даже группой скутеров помогать исполнить свою мечту людям, которые физически не могут побывать на вершине. В крайнем случае не новичкам а профи, которые сопровождают или спасателям которые приходят на помощь заблудившимся в горах.

Потенциально такое устройство позволит экономить много энергии на более полезные задачи в горах. Но это не точно, конечно, это еще только фантазии, которые предстоит проверить боем. Буду держать в курсе интересующихся тематикой на своем канале, поэтому если интересно подписывайтесь и плюсуйте, или аргументируйте свою точку зрения.

Более детальная информация о вариантах и комплектациях электрического сноускутера по ССЫЛКЕ в разделе нашего магазина.

Не теряйтесь и подписывайтесь на наши каналы в соц сетях, Вконтакте или на нашем YouTuBe КАНАЛЕ